Исследование обстоятельств ДТП
Вопросы:
Какова была скорость движения ТС до ДТП по следам торможения?
Какова длина тормозного, остановочного пути ТС в заданной дорожной ситуации?
Какой должен быть боковой интервал между движущимися в попутном (встречном) направлении ТС?
Какова должна была быть допустимая дистанция между ТС движущимися в попутном направлении?
Какова допустимая скорость движения ТС по условиям видимости дороги?
Имел ли техническую возможность водитель ТС предотвратить столкновение (наезд на пешехода, опрокидывание ТС, занос ТС и т.д.)?
Располагал ли технической возможностью водитель а/м....,движущийся со скоростью....км/час, произвести беспрепятственный обгон а/м..., движущегося со скоростью...км/час, при наличии встречного а/м..., движущегося со скоростью....км/час, если в момент выезда для обгона расстояние между встречными ТС было ...м?
Исследование соответствия действий водителей ТС требованиям ПДД.
Вопросы:
Как в соответствии с ПДД РФ должны были действовать водители в данной дорожно-транспортной ситуации?
Соответствовали ли действия водителей ТС требованиям ПДД?
Имеется ли причинная связь между установленными судом фактическими действиями водителя по управлению ТС и техническими последствиями происшествия (столкновением, опрокидыванием, наездом)?
Какой из водителей ТС создал аварийную ситуацию?
Примечание: данные вопросы могут быть поставлены на разрешение экспертов только в случае наличия полной совокупности исходных данных, позволяющей провести все необходимые расчеты, раскрывающие полную картину ДТП.
Особенности подготовки материалов.
Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы должно содержать в себе:
Краткую фабулу дорожно-транспортного происшествия.
Дорожные условия:
тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, булыжное, щебеночное, гравийное и т.д.);
состояние проезжей части на момент ДТП (сухая, мокрая, покрытая укатанным снегом с россыпью песка по норме или без такового, укатанный снег с ледяной коркой или баз таковой, гололед);
состояние поверхности проезжей части (наличие ям, выбоин, выступов и их размеры подлине, ширине, глубине, высоте);
продольный и поперечный профиль проезжей части (уклон, подъем в градусах, процентах, по ходу движения ТС или горизонтальный);
величина радиуса закругления поворота дороги в метрах;
размеры проезжей части и наличие прилегающих к ней элементов дороги (ширина проезжей части, обочин, кюветов, тротуаров, разделительных газонов и т.д.);
наличие дорожных знаков и их расположение;
наличие разметки на проезжей части и ее координаты относительной обочин, тротуаров;
зоны осыпи осколков стекла, грязи, пластмассы должны быть зафиксированы по ширине и длине; должна быть указана плотность рассеивания (где скопление мелких, а где крупных частиц и осколков);
все размеры на месте ДТП по обоим осям должны быть отмерены от края проезжей части дороги;
установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, односторонне с полосой движения для встречного транспорта общественного пользования и т.д.).
Наличие следов ТС, участвовавших в происшествии, на проезжей части и их характер, форма, расположение по ширине проезжей части, длина, при наличии видимых следов торможения (юза) должно быть указано, от каких колес они оставлены и их длина от начала следа торможения до соответствующего колеса.
Конкретное расположение места наезда (столкновения) с соответствующими координатами по ширине проезжей части, относительно элементов дороги и длины следа торможения или другим следам ТС.
Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов дороги (дневное, уличными фонарями, светом фар и т.д.).
Условия видимости, в метрах, с рабочего места водителя, проезжей части в направлении движения ТС. Если происшествие было в условиях ограниченной видимости, то с каким светом фар двигались ТС. При наезде (столкновении) в темное время суток необходимо, кроме видимости в направлении движения проезжей части, указать расстояние, с которого водитель мог различить пешехода или неподвижное препятствие – устанавливается путем следственного эксперимента.
Скорость движения ТС (указывается, когда отсутствуют следы торможения до полной остановки и не представляется возможным определение ее аналитическим путем).
Марка транспортных средств, их техническое состояние и степень загруженности ТС (вес груза, количество пассажиров).
Темп движения пешехода (шаг – медленный, спокойный, быстрый; бег – спокойный, быстрый).
Траектория движения пешехода относительно направления перемещения ТС (слева направо, справа налево, в попутном или во встречном направлении).
. Расстояние, которое преодолел пешеход (ТС) от места наезда (столкновения) с того момента, когда водитель должен был принимать меры к снижению скорости движения (расстояние, на котором возник момент опасности для водителя, пользующегося преимущественным правом проезда).
Применял ли водитель торможение перед моментом наезда (столкновения), если применял, то какое расстояние проследовало транспортное средство в заторможенном состоянии до или после момента наезда (столкновения) до полной остановки.
Какой частью ТС произошел наезд на пешехода, указать на нем место расположения контакта с пешеходом от конца бампера (или заднего угла) по длине ТС или ширине.