Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика).
Объекты:
следы на транспортных средствах, на объектах, с которыми происходил контакт ТС при ДТП и т.п.;
материалы дела и вещественные доказательства.
Задачи:
Исследование механизма происшествия при столкновении ТС и наезде на пешехода.
Вопросы:
Где относительно границ проезжей части имело место столкновение ТС или наезд ТС на потерпевшего?
Как располагались ТС относительно границ проезжей части в момент столкновения?
В каком состоянии, покоя или движения находился а/м в момент столкновения?
Каков механизм столкновения (наезда)?
На какой полосе произошло столкновение?
Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения?
С какого положения на проезжей части начал выполнять маневр левого (правого) поворота а/м ?
Какой из а/м непосредственно перед столкновением изменил траекторию своего прямолинейного движения?
Установление родовой (групповой) принадлежности транспортного средства или его части по оставленным следам.
Вопросы:
К какому типу (марке, модели) относится ТС, оставившее следы на месте ДТП?
Какими колесами (передними или задними, правыми или левыми)данной автомашины образованы следы на одежде потерпевшего?
На автомобиль какой марки и модели устанавливаются узлы и детали, отделившиеся части которых обнаружены на месте происшествия?
Идентификация транспортного средства по следам.
Вопросы:
Не образован ли след (на месте происшествия, одежде потерпевшего и т.п.) представленной автомашиной?
Не образованы ли повреждения на автомобиле марки... частями и деталями автомобиля марки....?
Не составляли ли ранее единое целое отделившиеся части, обнаруженные на месте происшествия, с узлами и деталями, изъятыми с автомобиля марки ....?
Особенности подготовки материалов.
На экспертизу представляют:
определение о назначении транспортно-трасологической экспертизы в котором изложены обстоятельства ДТП, все имеющиеся подробности, факты, результаты следственных экспериментов, проведенных экспертиз и др.;
транспорт, участвовавший в дорожно-транспортном происшествии, агрегаты, узлы или детали, в том виде, какой они имели непосредственно после происшествия;
протокол и схема к протоколу осмотра места ДТП, в которых указаны все размеры оставшихся на месте ДТП следов, зоны осыпи осколков стекла, грязи, частей ТС;
фотоснимки места ДТП;
протоколы осмотра ТС и следственных экспериментов.
Основные требования к составлению схем к протоколу осмотра места ДТП:
все размеры должны фиксироваться и отмечаться на схеме в прямоугольной системе координат;
все элементы вещной обстановки места ДТП должны быть о возможности отображены на схеме в одном масштабе и иметь размерные привязки относительно друг друга;
каждая точка на плоскости (на схеме) должна иметь минимум две координаты (одна по оси абсцисс, другая по оси ординат); предмет, имеющий определенные габариты на плоскости (на схеме), должен иметь минимум три координаты (одна по одной оси, две по другой); дугообразные следы должны быть поделены на участки и иметь несколько размеров; у следов неправильной формы должны иметься привязки начала, конца и места перегибов;
замеры должны быть выполнены от колес ТС, а не от углов;
все протяженные следы должны иметь на схеме длину;
зоны осыпи осколков стекла, грязи, пластмассы должны быть зафиксированы по ширине и длине; должна быть указана плотность рассеивания (где скопление мелких, а где крупных части и осколков);
все размеры на месте ДТП по обоим осям должны быть отмерены от края проезжей части дороги.