Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Предметом автотехнической экспертизы по специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» являются фактические данные:
о стоимости КТС (колесного транспортного средства), их составных частей (в том числе о стоимости поврежденных КТС, стоимости годных остатков КТС);
о номенклатуре, характере, объеме повреждений КТС, их составных частей (при необходимости, с установлением причинной связи их возникновения с событием происшествия);
об операциях технологических процессов восстановительного ремонта КТС;
о стоимости ремонтных работ по восстановлению поврежденного КТС и его составных частей, стоимости материалов и запасных частей, используемых при ремонте (стоимость восстановительного ремонта);
о размере материального ущерба, причиненного владельцу КТС вследствие его повреждения;
о размере утраты товарной стоимости КТС;
о годе выпуска КТС, календарной дате изготовления его составных частей;
о комплектности и укомплектованности КТС согласно нормативно-технической документации его изготовителя;
о типе, марке, модели, версии КТС;
о типе, мощности и рабочем объеме двигателя, типе кузова, других технических показателях КТС;
о соответствии характеристик (в том числе типе) КТС коду товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.
Задачи,которые решает САТЭ (судебная автотехническая экспертиза) по специальности 13.4, могут быть разделены на три направления:
определение стоимости КТС;
определение стоимости восстановительного ремонта и (или) материального ущерба, причиненного владельцу поврежденного КТС;
другие задачи (как правило, задачи, являющиеся промежуточным этапом расчета стоимости КТС или стоимости восстановительного ремонта или причиненного материального ущерба: определения характеристик КТС и (или) его составных частей, определение характера и объема повреждений и т.д.).
Объектами автотехнической экспертизы по специальности 13.4 являются КТС и его составные части, а также документы, свидетельствующие о повреждении КТС, выполненном ремонте, другие материалы, по которым возможно установить связь рассматриваемых фактов с событием происшествия. В частности, к таким документам относятся:
регистрационные документы на КТС;
заказ-наряд на выполнение ремонтно-восстановительных работ на СТОА (станция технического обслуживания автомобилей);
чек или товарная накладная на приобретение составных частей КТС;
сервисная книжка;
диагностическая карта;
фотографии поврежденных КТС;
видеоматериалы;
акты осмотра КТС;
данные изготовителей КТС и их авторизованных ремонтников;
справка о ДТП (дорожно-транспортном происшествии);
протоколы;
схемы места происшествия;
объяснения водителей согласно представленным документам и прочее.
Формулировка вопросов по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки:
Какова рыночная стоимость КТС, его составных частей (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
Какова стоимость восстановительного ремонта КТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
Каков размер величины утраты товарной стоимости КТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)?
Какова стоимость годных остатков КТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу КТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель КТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое привело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
Какова дата выпуска данного ТС (дата изготовления его составной части)?
Возможно ли провести ремонтно-восстановительные работы поврежденного ТС (его составных частей)? Если возможно, то какой объем, характер и стоимость этих работ на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)?
Отвечают ли выполненные ремонтно-восстановительные работы нормативным требованиям?
Какие повреждения были получены ТС в данном ДТП или при иных обстоятельствах?
Каковы характер и причины возникновения технических повреждений ТС?
Имеется ли причинно-следственная связь между событием ДТП и возникшими повреждениями ТС?
Весь список вопросов в постановлении приводить не следует. В постановлении необходимо указывать только те вопросы, решение которых необходимо.
Особенности подготовки материалов, объектов исследования
Для решения поставленных вопросов эксперту на исследование предоставляются КТС и его регистрационные документы, материалы расследования события, приведшего к возникновению ущерба, или гражданского дела, а также документы, в которых зафиксированы другие исходные данные, необходимые для решения поставленных вопросов.
Осмотр КТС может не проводиться только в случае, когда органом (должностным лицом), назначившим экспертизу, в постановлении/определении указано на условие проведения исследования только по представленным документам (материалам), либо когда эксперт находит проведение осмотра нецелесообразным и аргументирует такую нецелесообразность в своем заключении.
Организация осмотра КТС предусматривает решение заказчиком экспертизы (экспертного исследования) следующих вопросов: доставки эксперта к месту осмотра и обратно, обеспечения беспрепятственного доступа к объекту и безопасных условий для натурного исследования (достаточное освещение, возможность осмотра КТС с разных сторон, частичная разборка КТС и установка его на подъемник при необходимости и др.). Транспортное средство должно представляться на осмотр чистым и сухим.